К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ на главную
К вопросу о профессиональном самоопределении подростков «группы риска» в условиях общеобразовательной школы
Веселова Л.В.,
руководитель структурного подразделения дополнительного образования
МБОУ СШ № 91 г. Красноярск
Проведение рыночных реформ в экономике России вызвало изменение роли и места наемного работника в системе трудовых отношений, следствием чего является появление безработицы, которая, в свою очередь, породила не только экономические проблемы, но и проблемы социального и психологического порядка.
Изменения трудовых отношений, произошедшие в последние годы, привели к тому, что наше общество во многом утеряло мировоззренческую традицию вхождения молодого человека в трудовую жизнь – традицию передачи ценностей труда от поколения к поколению.
Процесс профессионального становления молодых людей связан с процессом профессионального самоопределения еще в общеобразовательной школе, где у подростков формируется мотивация выбора сферы профессиональной деятельности, определение путей получения профессионального образования и будущей карьеры.
Проблемы, которые испытывают учащиеся - это отсутствие полноценной информации о рабочих профессиях, невозможность познакомиться с практической деятельностью по профессии.
Для некоторых выпускников проблемой в выборе профессии являются также и ограниченные финансовые возможности родителей. В беседах со старшеклассниками можно выделить еще одну проблему- это снижение интереса к получению начального и среднего профессионального образования, несмотря на то, что Красноярский край - промышленный район и больше всего наши предприятия нуждаются в квалифицированных рабочих.
Школьники же, наоборот, предпочтительными сферами своей деятельности называют «экономику», «бизнес», «юриспруденцию», «науку», «культуру». Такие профессиональные планы и желания старших школьников могут привести к личностным и социальным конфликтам, т.к. их желания вряд ли в полной мере будут соответствовать потребностям общества. С их точки зрения получение образования в профессионально-техническом училище свидетельствует о профессиональной неудаче человека.
Для учащихся 14-16 лет и их родителей запрос о профориентационной помощи обычно формулируется как выбор учебного заведения, где подросток сможет продолжить получение общего образования и одновременно приобретет профессию. Причем, чаще желание учиться в профессиональных учебных заведениях возникают у родителей подростков. Сами несовершеннолетние не могут определиться в своих предпочтениях.
Наиболее остро указанные проблемы выбора профессии возникают у подростков «группы риска». К ним относят тех, кто подвержен воздействию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов. Такие подростки склонны к асоциальному поведению; не умеют формировать отношения со сверстниками, испытывают сложности в построении адекватного поведения, часто плохо успевают по основным предметам. По этим причинам им сложно получить основное общее образование (9 классов).
Основная проблема в работе по профессиональному самоопределению с данным контингентом учащихся заключается в том, что, во-первых, подростки не всегда адекватно соотносят свои возможности с выбором учебного заведения, а, во-вторых, их осведомленность о возможности получения той или иной профессии ограничена. Они, как и большинство подростков их возраста, ориентируются на самые признанные профессии в обществе: юрист, экономист, инженер.
Проведенная в сентябре 2015 г. первичная диагностика профессионального самоопределения учащихся «группы риска», показала следующее. Из 15 учащихся только у 3 (20 %) высокий уровень профессионального самоопределения; у 7 учащихся средний уровень профессионального самоопределения (47 %); у 5 учащихся низкий уровень профессионального самоопределения (33 %).
Таким образом, как видно из представленных данных, учащиеся нуждаются в помощи специалистов для адекватного выбора будущей профессии. При этом в ходе работы с такими подростками и их родителями важно обращать внимание на имеющиеся у подростка желания и возможности.
Для решения указанной проблемы мною был разработан курс специальных занятий по профессиональному самоопределению. Данный курс опирается на имеющуюся нормативно-правовую базу в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения России.
Цель курса: помочь учащимся «группы риска» приобрести знания и умения, необходимые для адекватного выбора будущей профессии, с учетом их мотивационно - потребностной сферы.
Задачи:
1. Формирование мотивации учащихся к осознанному выбору профессии.
2. Активизация процесса самопознания учащихся для выбора профессии, адекватной их личностным ресурсам.
3. Расширение представлений учащихся о мире профессий.
4. Знакомство учащихся с качественными и количественными потребностями общества в кадрах, с рынком труда в условиях нашего региона.
Адресат: учащиеся категории «группы риска» 14- 17 лет
Программа представлена следующими разделами:
1 раздел: Мир профессий.
2 раздел: Профессии типа «Человек - человек».
3 раздел: Профессии типа «Человек - техника».
4 раздел: Профессии типа «Человек – знаковая система».
5 раздел: Профессии типа «Человек – художественный образ».
6 раздел: Профессии типа «Человек - природа».
7 раздел: Экскурсии в профессиональные лицеи и предприятия города.
Занятия с учащимися проводятся группой 15 человек - 1 раз в неделю по 2 часа. Примечание*: возможно прохождение данной программы в индивидуальном режиме. Для педагога разработан алгоритм ознакомления с типами профессий. Длительность программы: 76 занятий.
|